Orginizm of the person Orginizm of the person Orginizm of the person Orginizm of the person the Main page

ru - de - ua - by fr - es - en

Taste and a smell

Sense of smell and taste, is no time so necessary for the person for a survival as hearing, touch and sight, are nowadays much more poorly developed, than at animals, and play a supporting role.

  • For roses much true beauty it is hidden in their delightful aroma.
  • Liznuv ice-cream a language tip, we in all completeness feel its amazing taste!

Since the person has risen with chetverenek and has torn off a nose from the earth, his life has ceased to depend in the same measure on sense of smell and taste, as a life of other animals. Having lost former value, these physical feelings serve now the person almost only for a choice and reception of pleasure from meal and drink.


the Chemical nature of feelings

At taste and sense of smell the general chemical nature. It means that they represent reaction to chemical substances present at environment. Tasting something, we feel presence at a mouth of those or other chemical substances, and smelling - we register their presence in air in the gaseous form.

Pure air represents a mix of not having smell of gases - mainly, nitrogen (78%) and oxygen (21%) with insignificant impurity of inert gases. Air can contain to 5% of the water steams which too do not have a smell. Any other impurity can be found out on a smell. Even the most insignificant concentration of chemical impurity can be guessed a nose which will prompt to the owner that suits in food and that is not present that exudes an unpleasant smell (and it is better to keep from it far away), and that, probably, is a smell of other animal - the friend or the enemy.


Sense of smell

Well-known that we are capable to distinguish much more smell shades, than sounds. However it is difficult to scientists to understand that occurs, when we smell a smell as chemical substances present at air are perceived by a nose and are interpreted by a brain. Till now there is no accurate understanding and how language distinguishes and will transform chemical substances to the flavouring information.

  • Any head cook will tell that it is impossible to judge freshness of a product on one appearance. In this trade not to do without a fine sense of smell.

the Most thin hairs

However, it is known that the small site in a back part of a nasal cavity abounds with the nervous terminations perceiving smells. This site named olfactory epiteliem, or olfactory area, is literally stuffed by millions nervous terminations. Not less ten the most thin hairs, or zhgutikov has each of them. They are constantly humidified with slime which too serves as a trap for odorous substances. But because of inaccessibility of olfactory area it is difficult to scientists to investigate processes occurring in it.

Believe that at inhalation with air of odorous substances accessible to our sense of smell they are dissolved in the slime humidifying zhgutiki therefore these most thin hairs become covered by a solution of odorous substances. Reacting to them, zhgutiki send signals to olfactory cages for the further transfer on corresponding nervous fibres (them name olfactory nerves). Then these signals are transferred in an olfactory brain - the site of a brain much more poorly developed at people, rather than at animals.


the Basic smells

How much we can judge, all olfactory cages operating as receptors of chemical substances distinguished on a smell, are absolutely identical, on it remains a riddle as they distinguish thousand diverse smells.

For many centuries people have allocated six "юёэютэ№§" smells: flower, fruit, fetid, spicy, resinous (as turpentine) and a smell of burning.

To possess a smell, the substance should evaporate microscopic particles. The least "ъшЁяшёшърьш" any substance molecules, and as believe are, olfactory cages are capable to distinguish molecules under their form.


Particles and a smell

The more particles lets out substance, the has more strongly begun to smell. For example, chicken soup boiling on a plate smells more strongly, than cold chicken meat on a plate as about steam to air gets more than odorous particles. They also are distinguished as smells owing to the ability to be dissolved in water. Under the influence of heat to air gets more particles, and the moisture containing in air provides their raised concentration, therefore in warm and damp atmosphere smells amplify. Possibly, you and noticed that in warm a smoke after a summer rain the garden or grass fragrance amplifies; or that the pinch of salt for baths publishes in hot water stronger aroma, than the whole dry packing.


Adaptation and masking

If you enter into a premise where someone eats cutlets with onions, the pungent smell immediately will strike to you in a nose though people being here do not notice it. This phenomenon is called as adaptation. The reason, apparently, that when all receptors "чряюыэхэ№" odorous chemical particles, they cease to send signals to a brain.

Probably, you asked a question as osvezhiteli air eliminate unpleasant smells. This effect is called as masking. Osvezhitel at all does not delete from air badly smelling particles, but thanking its presence we cease to notice them. Something similar occurs and at hearing masking when the loud sound muffles more silent even if our ears are perceived by both frequencies. We yet do not know, why one smell "уЁюьёх" another. By itself if at air there are two smells, masking occurs no means always. Often both smells mix up or are still perceived separately.


Taste

About taste it is known much more, than about sense of smell, and it is considered to be that the basic tastes only four: sweet, salty, sour and bitter. But all riches of shades of that name taste, we are obliged to sense of smell. Should be, you had time to notice that at strong cold sense of smell for a while vanishes, and the food becomes insipid. And the matter is that at cold you receive the information on taste only from language. As have shown experiments, tasting products only language, the person does not distinguish even the cleared apple from a crude potato.

Being, as a matter of fact, reaction to chemical substances, taste in many respects it is similar to sense of smell. Like odorous chemical compounds, the substances giving to us sensation of taste, should be dissolved. Only when the dry food is dissolved by a saliva, we can define its taste. Salt presence is defined very quickly as it is quickly dissolved in a saliva. More difficult on substance structure are dissolved in a mouth longer and consequently we feel their taste not so quickly, as salt.


Flavouring sosochki

The Receptors catching signals from dissolved chemical substances of which our food consists, are called as flavouring sosochkami. These are congestions of microscopic cages, or the nervous terminations, on tiny bugorkah, located on language, the sky and a throat. Everyone flavouring sosochek is a cluster from 50 with superfluous the cages connected to a brain by nervous fibres. All flavouring sosochki are capable to distinguish four basic tastes. Some of them serve as basic cages, the others - flavouring. Like the smell receptors, each flavouring cage has a tiny hair (microcountry house). External extremities flavouring sosochkov are connected with osjazatelnymi nerves thanks to what taste and touch of food in a mouth are closely connected among themselves. Having heard dispute on what beef is more tasty - is thin or roughly cut, - you can ask a question, and in what, actually, a difference. However its flavouring perception depends on touch of food language also.


a language Structure

Is better the top (tip) of language, on sour - its lateral edges, on salty - area in the neighbourhood with a top and on bitter - radical area reacts on sweet. As well as the smell receptors, all flavouring sosochki are similar against each other, however in different departments of language they to a miscellaneous are grouped. Still remains a riddle as the same cages perceive different razdrazhiteli. Scientists believe that the organism develops so-called retseptornye substances with which help distinctions in taste are felt. Till now in experiments on animals the proteins operating as receptors of bitterness and sweet have been opened only. It is not excluded that different departments of language develop different quantities retseptornyh substances. Though accurate representation how it occurs, scientists yet have no, but already now it is possible with sufficient confidence to assume that, coming into contact to the dissolved chemical substances, flavouring sosochki publish a corresponding electric impulse which on nerves arrives in a brain.


It is tasty or not?

Besides taste, on our representation that we eat, the whole bouquet of impressions influences. First of all, the gases allocated at a chewing of food, rise in a nose cavity, influencing sense of smell. The food structure has value also. Temperature and painful sensations are connected to process - after all the spicy food stimulates painful receptors (having brushed adzhikoj on the person, you will feel on a skin the same burning, as well as in language). Receptors of touch and pressure prompt that at us in a mouth - crackling slices or a cream, rigid food or soft; ears perceive the sounds published by food at a chewing. And, by itself, memory - we for a long time will remember caused disgust a dish.

At last, eyes report on appearance of this or that dish, and we come back time and again to it in memory. Possibly, at you slobbers not only at the sight of time and again flew, but also at one thought about chemnibud vkusnenkom. It is possible to make curious experiment with friends, tasting something blindfold. You, for example, will find out that cannot distinguish orange juice from grejpfrutovogo, without seeing them and without having presented in advance taste. Any good cook knows that beautifully issued dish strengthens appetite, and your experiments it will confirm. Whatever you may say, and all of us have got used to rely more on sight, than on sense of smell and taste.

  • Our scent is much weaker, than at animals, and the majority of people simply does not feel natural smells published by us for attraction of the sexual partner, relying in it on is artificial the created aromas.
  • Defining quality of wine, the skilled taster is necessary not only on the sensitive sky, but also on a fine sense of smell. For the real expert in a race of wine there are no secrets.

Whether

you Know?

  • a fruit Growing in the Western Africa name "тюы°хсэ№ь" because it transforms sour food into the sweet. Believe that it contains a protein forcing flavouring sosochki to submit signals about presence of sweet in the presence of acid.
  • Salty and sweet taste have more than the general, than it seems at first sight. At very high (threshold) concentration salt seems sweet.
  • By some estimations, for definition of taste it is required to us in 25 000 times more substances, than for smell definition.
  • At the adult person about 9000 flavouring sosochkov. Udetej it is more than them.
  • Flying substances, for example, gasoline, usually possess a strong smell as get to a nose in enough high concentration.
  • Wishing to sniff properly to something, we automatically involve air a nose to grasp more than odorous particles.

Оргинизм человека Оргинизм человека Оргинизм человека Оргинизм человека Главная страница



ru - de - ua - by fr - es - en

Вкус и запах

Обоняние и вкус, некогда столь же необходимые человеку для выживания, как слух, осязание и зрение, ныне гораздо слабее развиты, чем у животных, и играют второстепенную роль.

  • Для многих истинная красота роз скрыта в их упоительном аромате.
  • Лизнув мороженое кончиком языка, мы во всей полноте ощущаем его изумительный вкус!

С тех пор как человек поднялся с четверенек и оторвал нос от земли, его жизнь перестала в той же мере зависеть от обоняния и вкуса, как жизнь других животных. Утратив былое значение, эти физические чувства теперь служат человеку почти исключительно для выбора и получения удовольствия от еды и питья.


Химическая природа чувств

У вкуса и обоняния общая химическая природа. Это значит, что они представляют собой реакцию на присутствующие в окружающей среде химические вещества. Пробуя что-то на вкус, мы ощущаем присутствие во рту тех или иных химических веществ, а чувствуя запах - регистрируем их наличие в воздухе в газообразной форме.

Чистый воздух представляет собой смесь не имеющих запаха газов - главным образом, азота (78%) и кислорода (21%) с незначительными примесями инертных газов. Воздух может содержать до 5% водяных паров, тоже не имеющих запаха. Любые другие примеси потенциально можно обнаружить по запаху. Даже самые ничтожные концентрации химических примесей можно учуять носом, который подскажет хозяину, что годится в пищу, а что нет, что издает неприятный запах (и лучше держаться от него подальше), а что, возможно, является запахом другого животного - друга или врага.


Обоняние

Хорошо известно, что мы способны распознавать гораздо больше оттенков запаха, чем звуков. Однако ученым трудно уяснить, что же происходит, когда мы обоняем запах, как присутствующие в воздухе химические вещества воспринимаются носом и интерпретируются мозгом. До сих пор нет четкого понимания и того, как язык распознает и преобразует химические вещества во вкусовую информацию.

  • Любой шеф-повар скажет, что нельзя судить о свежести продукта по одному внешнему виду. В этой профессии не обойтись без тонкого обоняния.

Тончайшие волоски

Впрочем, известно, что небольшой участок в задней части носовой полости изобилует нервными окончаниями, воспринимающими запахи. Этот участок, называемый обонятельным эпителием, или обонятельной областью, буквально напичкан миллионами нервных окончаний. Каждое из них имеет не меньше десятка тончайших волосков, или жгутиков. Они постоянно увлажняются слизью, которая тоже служит ловушкой для пахучих веществ. Но из-за недоступности обонятельной области ученым трудно исследовать происходящие в ней процессы.

Полагают, что при вдыхании с воздухом доступных нашему обонянию пахучих веществ они растворяются в слизи, увлажняющей жгутики, в результате чего эти тончайшие волоски покрываются раствором пахучих веществ. Реагируя на них, жгутики посылают сигналы обонятельным клеткам для дальнейшей передачи по соответствующим нервным волокнам (их называют обонятельными нервами). Затем эти сигналы передаются в обонятельный мозг - участок головного мозга, гораздо слабее развитый у людей, нежели у животных.


Основные запахи

Насколько мы можем судить, все обонятельные клетки, действующие как рецепторы распознаваемых по запаху химических веществ, абсолютно одинаковы, по этому остается загадкой, как они различают тысячи многообразных запахов.

За многие века люди выделили шесть "основных" запахов: цветочный, фруктовый, зловонный, пряный, смолистый (как скипидар) и запах гари.

Чтобы обладать запахом, вещество должно испарять микроскопические частицы. Наименьшими "кирпичиками" любого вещества являются молекулы, и, как полагают, обонятельные клетки способны различать молекулы по их форме.


Частицы и запах

Чем больше частиц испускает вещество, тем сильнее запах. Например, кипящий на плите куриный суп пахнет сильнее, чем холодная курятина на тарелке, так как с паром в воздух попадает больше пахучих частиц. Они-то и распознаются как запахи в силу своей способности растворяться в воде. Под воздействием тепла в воздух попадает больше частиц, а содержащаяся в воздухе влага обеспечивает их повышенную концентрацию, поэтому в теплой и влажной атмосфере запахи усиливаются. Вероятно, вы и сами замечали, что в теплой дымке после летнего дождя усиливается благоухание сада или травы; или что щепотка соли для ванн издает в горячей воде более сильный аромат, чем целая сухая упаковка.


Адаптация и маскировка

Если вы войдете в помещение, где кто-то ест котлеты с луком, резкий запах тотчас ударит вам в нос, хотя находящиеся здесь же люди его не замечают. Это явление называется адаптацией. Причина, по-видимому, в том, что когда все рецепторы "заполнены" пахучими химическими частицами, они перестают посылать сигналы в мозг.

Возможно, вы задавались вопросом, как освежители воздуха устраняют неприятные запахи. Этот эффект называется маскировкой. Освежитель вовсе не удаляет из воздуха дурно пахнущие частицы, но благодаря его присутствию мы перестаем их замечать. Нечто подобное происходит и при маскировке слуха, когда громкий звук заглушает более тихий, даже если наши уши воспринимают обе частоты. Мы пока не знаем, почему один запах "громче" другого. Само собой, если в воздухе присутствуют два запаха, маскировка происходит далеко не всегда. Часто оба запаха смешиваются либо по-прежнему воспринимаются по отдельности.


Вкус

О вкусе известно гораздо больше, чем об обонянии, и принято считать, что основных вкусов всего четыре: сладкий, соленый, кислый и горький. Но всем богатством оттенков того, что называют вкусом, мы обязаны обонянию. Должно быть, вы успели заметить, что при сильной простуде обоняние на время пропадает, и пища становится безвкусной. А дело в том, что при простуде вы получаете информацию о вкусе только с языка. Как показали опыты, пробуя продукты на вкус только языком, человек не отличает даже очищенного яблока от сырого картофеля.

Будучи, по сути, реакцией на химические вещества, вкус во многом сродни обонянию. Подобно пахучим химическим соединениям, вещества, дающие нам ощущение вкуса, должны быть растворены. Только когда сухая пища растворяется слюной, мы можем определить ее вкус. Присутствие соли определяется очень быстро, так как она быстро растворяется в слюне. Более сложные по составу вещества растворяются во рту дольше, и поэтому их вкус мы ощущаем не так быстро, как соль.


Вкусовые сосочки

Рецепторы, улавливающие сигналы от растворенных химических веществ, из которых состоит наша пища, называются вкусовыми сосочками. Это скопления микроскопических клеток, или нервных окончаний, на крохотных бугорках, расположенных на языке, нёбе и гортани. Каждый вкусовой сосочек - это гроздь из 50 с лишним клеток, соединенных с мозгом нервными волокнами. Все вкусовые сосочки способны различать четыре основных вкуса. Некоторые из них служат опорными клетками, остальные же - вкусовыми. Подобно рецепторам запаха, каждая вкусовая клетка имеет крохотный волосок (микровиллу). Внешние оконечности вкусовых сосочков соединены с осязательными нервами, благодаря чему вкус и осязание пищи во рту тесно связаны между собой. Услышав спор о том, какая говядина вкуснее - тонко или грубо нарезанная, - вы можете задаться вопросом, а в чем, собственно, разница. Однако от осязания пищи языком зависит и ее вкусовое восприятие.


Строение языка

Лучше всего реагирует на сладкое верхушка (кончик) языка, на кислое - его боковые края, на соленое - область по соседству с верхушкой и на горькое - прикорневая область. Как и рецепторы запаха, все вкусовые сосочки похожи друг на друга, однако в разных отделах языка они поразному сгруппированы. Все еще остается загадкой, как одни и те же клетки воспринимают разные раздражители. Ученые полагают, что организм вырабатывает так называемые рецепторные вещества, с помощью которых ощущаются различия во вкусе. До сих пор в опытах на животных были открыты только протеины, действующие как рецепторы горечи и сладости. Не исключено, что разные отделы языка вырабатывают разные количества рецепторных веществ. Хотя четкого представления о том, как это происходит, ученые пока не имеют, но уже сейчас можно с достаточной уверенностью предположить, что, вступая в контакт с растворенными химическими веществами, вкусовые сосочки издают соответствующий электрический импульс, который по нервам поступает в головной мозг.


Вкусно или нет?

Помимо вкуса, на наше представление о том, что мы едим, влияет целый букет впечатлений. Прежде всего, газы, выделяемые при пережевывании пищи, поднимаются в полость носа, воздействуя на обоняние. Значение имеет и структура пищи. К процессу подключаются температурные и болевые ощущения - ведь острая пища стимулирует болевые рецепторы (мазнув аджикой по лицу, вы ощутите на коже такое же жжение, как и на языке). Рецепторы осязания и давления подсказывают, что у нас во рту - хрустящие кусочки или крем, жесткая пища или мягкая; уши воспринимают звуки, издаваемые пищей при пережевывании. И, само собой, память - мы надолго запомним вызвавшее отвращение блюдо.

Наконец, глаза докладывают о внешнем виде того или иного блюда, и мы не раз возвращаемся к нему в памяти. Вероятно, у вас не раз текли слюнки не только при виде, но и при одной мысли о чемнибудь вкусненьком. Можно провести с друзьями любопытный эксперимент, пробуя что-нибудь на вкус с завязанными глазами. Вы, например, обнаружите, что не можете отличить апельсиновый сок от грейпфрутового, не видя их и не представив заранее вкуса. Любой хороший повар знает, что красиво оформленное блюдо усиливает аппетит, и ваши эксперименты это подтвердят. Что ни говори, а мы все же привыкли больше полагаться на зрение, чем на обоняние и вкус.

  • Наш нюх гораздо слабее, чем у животных, и большинство людей просто не ощущает издаваемых нами природных запахов для привлечения сексуального партнера, полагаясь в этом на искусственно созданные ароматы.
  • Определяя качество вина, опытный дегустатор полагается не только на чувствительное нёбо, но и на тонкое обоняние. Для настоящего знатока в букете вина нет секретов.

Знаете ли вы?

  • Произрастающий в Западной Африке плод называют "волшебным", потому что он превращает кислую пищу в сладкую. Полагают, что он содержит протеин, заставляющий вкусовые сосочки подавать сигналы о наличии сладости в присутствии кислоты.
  • Соленый и сладкий вкус имеют больше общего, чем кажется на первый взгляд. При очень высокой (пороговой) концентрации соль кажется сладкой.
  • По некоторым оценкам, для определения вкуса нам требуется в 25 000 раз больше вещества, чем для определения запаха.
  • У взрослого человека около 9000 вкусовых сосочков. Удетей их больше.
  • Летучие вещества, например, бензин, обычно обладают сильным запахом, так как попадают в нос в довольно высокой концентрации.
  • Желая хорошенько принюхаться к чему-нибудь, мы автоматически втягиваем воздух носом, чтобы захватить побольше пахучих частиц.
 
     
 
Rambler's Top100