Orginizm of the person Orginizm of the person Orginizm of the person Orginizm of the person the Main page

ru - de - ua - by fr - es - en

Reflexes and reactions

Why the cat always lands on paws? What forces us to blink? How it turns out, what we continue to breathe even during a dream? All these actions the automatic reactions which are not giving in to the conscious control, - reflexes operate.

Reflexes differ on complexity degree - from automatic otdergivanija hands from a hot surface to more difficult reflexes keeping position of a body at loss of balance. Since the birth we already possess a considerable quantity of primary reflexes (congenital) on which are gradually imposed set of the reactions got by us.


That such a reflex?

The Reflex is an automatic reaction on concrete razdrazhitel, not supervised by consciousness. For reflex occurrence presence of the sensitive nervous termination is necessary; nervous fibres for transfer of the message which bears razdrazhitel; body, reformative the information in reaction; and, at last, muscles and glands for realisation of the reaction - usually any mechanical movement.

Conscious reaction sometimes allows to overcome some reflexes - for example if we are reckless enough we can hold a hand on a hot plate, but it is necessary to make conscious effort it. Thus, reflexes provide to a body almost instant protective reactions, especially on danger signals. Few reflex actions, for example, breath, play so important role that even if they manage to be stopped for a while by means of conscious efforts, they renew sooner or later contrary to the consciousness control.


Types of reflexes

There is a set of various types of reflexes. Some supervise reductions of muscles, the basic functions of a body and orientation of movements. More difficult reflexes program our reactions to danger.

Muscular reflexes would be more correct to name "ёѕ§юцшыіэ№ьш Ёх¶ыхъёрьш" as vibrations of sinews serve as their reason. All reflexes make a part of the difficult mechanism (independent nervous system) in a spinal cord, supervising a tone of muscles, that is their readiness for action. Spinal cord actions, in turn, are supervised by a brain. So, spinal cord reflexes can become more active (supervised by sympathetic nervous system) or to be slowed down (supervised parasympathetic nervous system) agree "ѕё=рэютъх" received from above. The Same mechanism of a spinal cord is connected with receptors (sense organs) in a skin that provides fast reflex reactions at reception of dangerous stimulus.


Orientatsionnye reflexes

If you have slipped on an ice path, the body itself is bent in the necessary direction, and you throw up hands to stop falling. It is a bright example of with what speed can work the reflexes supervising our position and orientation. Considered reactions are programmed by more difficult parts of our impellent system. The sensitive perceiving devices which are in ears, constantly supervise our position in space. When we fall, the messages sent by them, are quickly transferred in a cerebellum located at the basis of a brain which chooses necessary sequence of commands for muscles of hands and feet. The elementary examples such orientatsionnyh reflexes can be observed at kids. If, for example, suddenly to release a head of the baby, it extends hands, as though trying to grasp something. The given reflex is called as a reflex of Moro (by name for the first time the doctor who has described him) and, at normal development of the child, disappears already after several weeks of a life.


Reflexes of corporal functions

While the child in diapers, the conscious control over mocheispuskaniem at it is absent. When the bladder is full, thanks to pressure arising in it in a spinal cord signals about necessity to involve a reflex oporozhnenija arrive. Developing, the child gets ability to suppress this reflex till the moment, there will be no yet a possibility to be released from urine. But even adult people cannot do it infinitely: there comes the moment when the bladder under the influence of a reflex is released "ёрьюяЁюшчтюыіэю" (actually, by means of a spinal cord). Similar reflexes supervise many basic functions of an organism, including breath. Of them, for example, oporozhneniem a bladder and, to a lesser degree, breath, it is possible to operate some meaningly; others, such as heart reduction, are completely automatic.


Behavioural reflexes

These are the most difficult reflexes used for standard behavioural reactions of a body in extreme situations. The best example can so-called reaction "сюЁю=іё  serves or to escape схуё=тюь" - model of the reflex reactions arising in reply to danger. Having met the street robber, we either are protected, or we escape; the same choice faces to an animal at the moment of an attack on it of a predator. Requirements of a body substantially same irrespective of, resistance decides our brain to run or remain and show. Accordingly, this difficult reflex automatically provides an optimum mode of warm reductions, breath, etc.

The Given group of reactions includes process of allocation of sweat (providing with that loss of heat by an organism during struggle or flight) and pallor of a skin (as the blood arriving earlier to a skin, goes to muscles). This reflex turns in due course in conditional and works at one only thoughts on a frightening or menacing situation.


Conditioned reflexes

The Reflex name conditional if it is caused by the stimulus which is distinct from initial (or from congenital). It occurs, when the second razdrazhitel repeatedly repeats together with natural stimulus.

The Given kind of a reflex has been described for the first time by the outstanding Russian physiologist Ivan Pavlovym who has noticed that if each time during feeding of a dog to call in a hand bell after a while at it the saliva in reply to a hand bell sound starts to be allocated - at first this reflex reaction was caused only by food. The described version of a conditioned reflex underlies many methods used for training of animals.


For what reflexes are necessary?

Without demanding conscious intervention, reflexes are the important part of our nervous system. Being very proof and more or less automatic, they save time and intellectual energy when it is required to make fast, and often saving action.

In medicine reflexes with success are used for research of various sites of nervous system that allows to localise illness. For example, suhozhilnyj the reflex is organised in a spinal cord on segments. The doctor investigates each of them by turns, yet will not allocate segments operating properly. It allows it to define, what part of a spinal cord is amazed by illness.


If reflexes are lost

Importance of reflexes in an everyday life of the person is various. In itself loss of a knee reflex a little that changes, though the reason which has caused its loss, can lead to occurrence of any other symptoms.

Occasionally people are born without some suhozhilnyh reflexes that does not prevent to live it a high-grade life. However there are vital reflexes, for example, orientatsionnyj a reflex. In its loss result some diseases of a cerebellum, and in this case it is very difficult to person to support balance without special intellectual concentration. In a similar way, at loss migatelnogo a reflex the motes which have got to it which could be removed blinking can easily harm an eye.

The People who have lost an automatic respiratory reflex, appear in very difficult situation at night when the conscious control of breath is absent. They require special supporting treatment for the period to a reflex complete recovery.

Оргинизм человека Оргинизм человека Оргинизм человека Оргинизм человека Главная страница



ru - de - ua - by fr - es - en

Рефлексы и реакции

Почему кошка всегда приземляется на лапы? Что заставляет нас моргать? Как получается, что мы продолжаем дышать даже во время сна? Всеми этими действиями управляют автоматические реакции, не поддающиеся сознательному контролю, - рефлексы.

Рефлексы отличаются по степени сложности - от автоматического отдергивания руки от горячей поверхности до более сложных рефлексов, сохраняющих положение тела при потере равновесия. С самого рождения мы уже обладаем большим количеством первичных рефлексов (врожденных), на которые постепенно накладываются множество приобретенных нами реакций.


Что такое рефлекс?

Рефлекс - это автоматическая реакция на конкретный раздражитель, не контролируемая сознанием. Для возникновения рефлекса необходимо наличие чувствительного нервного окончания; нервных волокон для передачи сообщения, которое несет раздражитель; органа, преобразующего информацию в реакцию; и, наконец, мышц и желез для осуществления самой реакции - обычно какого-нибудь механического движения.

Сознательная реакция иногда позволяет преодолеть некоторые рефлексы - например, если мы достаточно безрассудны, то можем держать руку на горячей плите, но к этому нужно приложить сознательное усилие. Таким образом, рефлексы обеспечивают телу практически мгновенные защитные реакции, особенно на сигналы опасности. Немногие рефлекторные действия, например, дыхание, играют настолько важную роль, что, даже если их удается на время остановить с помощью сознательных усилий, они рано или поздно возобновляются вопреки контролю сознания.


Типы рефлексов

Существует множество различных типов рефлексов. Некоторые контролируют сокращения мышц, основные функции тела и ориентацию движений. Более сложные рефлексы программируют наши реакции на опасность.

Мышечные рефлексы правильнее было бы называть "сухожильными рефлексами", поскольку именно вибрации сухожилий служат их причиной. Все рефлексы составляют часть сложного механизма (автономной нервной системы) в спинном мозге, контролирующего тонус мышц, то есть их готовность к действию. Действия спинного мозга, в свою очередь, контролируются головным мозгом. Так, рефлексы спинного мозга могут активизироваться (контролируемые симпатической нервной системой) или замедляться (контролируемые парасимпатической нервной системой) согласно "установке", полученной сверху. Тот же механизм спинного мозга связан с рецепторами (органами чувств) в коже, что обеспечивает быстрые рефлекторные реакции при получении опасных стимулов.


Ориентационные рефлексы

Если вы поскользнулись на ледяной дорожке, тело само изгибается в нужном направлении, и вы вскидываете руки, чтобы остановить падение. Это наглядный пример того, с какой скоростью могут срабатывать рефлексы, контролирующие наше положение и ориентацию. Рассматриваемые реакции программируются более сложными частями нашей двигательной системы. Чувствительные воспринимающие устройства, находящиеся в ушах, постоянно контролируют наше положение в пространстве. Когда мы падаем, сообщения, посылаемые ними, быстро передаются в мозжечок, расположенный у основания головного мозга, который выбирает необходимую последовательность команд для мышц рук и ног. Простейшие примеры такого рода ориентационных рефлексов можно наблюдать у малышей. Если, например, вдруг отпустить головку младенца, он вытягивает руки, как бы пытаясь за что-то ухватиться. Данный рефлекс называется рефлексом Моро (по имени впервые описавшего его врача) и, при нормальном развитии ребенка, исчезает уже после нескольких недель жизни.


Рефлексы телесных функций

Пока ребенок еще в пеленках, сознательный контроль над мочеиспусканием у него отсутствует. Когда мочевой пузырь полон, благодаря возникающему в нем давлению в спинной мозг поступают сигналы о необходимости задействовать рефлекс опорожнения. Развиваясь, ребенок приобретает способность подавлять этот рефлекс до момента, пока не появится возможность освободиться от мочи. Но даже взрослые люди не могут делать это бесконечно: наступает момент, когда мочевой пузырь под действием рефлекса освобождается "самопроизвольно" (на самом деле, с помощью спинного мозга). Подобные рефлексы контролируют многие основные функции организма, включая дыхание. Некоторыми из них, например, опорожнением мочевого пузыря и, в меньшей степени, дыханием, можно управлять сознательно; другие, такие как сокращение сердца, являются полностью автоматическими.


Поведенческие рефлексы

Это наиболее сложные рефлексы, используемые для стандартных поведенческих реакций тела в экстремальных ситуациях. Наилучшим примером может служит так называемая реакция "бороться или спасаться бегством" - модель рефлекторных реакций, возникающих в ответ на опасность. Встретившись с уличным грабителем, мы либо защищаемся, либо убегаем; тот же выбор стоит перед животным в момент нападения на него хищника. Потребности тела в значительной степени одни и те же, независимо от того, решает наш мозг бежать или остаться и оказать сопротивление. Соответственно, этот сложный рефлекс автоматически обеспечивает оптимальный режим сердечных сокращений, дыхания и т. п.

Данная группа реакций включает процесс выделения пота (обеспечивая тем самым потерю тепла организмом во время борьбы или бегства) и бледность кожи (так как кровь, поступавшая ранее к коже, направляется к мышцам). Этот рефлекс со временем превращается в условный и срабатывает при одной только мысли о пугающей или угрожающей ситуации.


Условные рефлексы

Рефлекс называют условным, если он вызывается стимулом, отличным от первоначального (или от врожденного). Это происходит, когда второй раздражитель неоднократно повторяется вместе с естественным стимулом.

Данный вид рефлекса впервые был описан выдающимся русским физиологом Иваном Павловым, заметившим, что если каждый раз во время кормления собаки звонить в колокольчик, то через некоторое время у нее начинает выделяться слюна в ответ на звук колокольчика - сначала эту рефлекторную реакцию вызывала только пища. Именно описанная разновидность условного рефлекса лежит в основе многих методов, используемых для дрессировки животных.


Для чего нужны рефлексы?

Не требуя сознательного вмешательства, рефлексы являются важной частью нашей нервной системы. Будучи очень стойкими и более или менее автоматичными, они экономят время и умственную энергию, когда требуется произвести быстрое, а часто спасительное действие.

В медицине рефлексы с успехом используются для исследования различных участков нервной системы, что позволяет локализовать болезнь. Например, сухожильный рефлекс организован в спинном мозге по сегментам. Врач исследует каждый из них по очереди, пока не выделит не действующие должным образом сегменты. Это позволяет ему определить, какая часть спинного мозга поражена болезнью.


Если рефлексы утрачены

Важность рефлексов в повседневной жизни человека различна. Сама по себе утрата коленного рефлекса мало что меняет, хотя причина, вызвавшая его потерю, может привести к появлению каких-то других симптомов.

Изредка люди рождаются без некоторых сухожильных рефлексов, что не мешает им прожить полноценную жизнь. Однако есть жизненно важные рефлексы, например, ориентационный рефлекс. К его потере приводят некоторые заболевания мозжечка, и в этом случае человеку очень трудно поддерживать равновесие без специальной умственной концентрации. Подобным образом, при утрате мигательного рефлекса глазу легко могут причинить вред попавшие в него пылинки, которые могли бы быть удалены морганием.

Люди, утратившие автоматический дыхательный рефлекс, оказываются в очень тяжелом положении ночью, когда сознательный контроль дыхания отсутствует. Они нуждаются в специальном поддерживающем лечении на период до полного восстановления рефлекса.

 
     
 
Rambler's Top100