Orginizm of the person Orginizm of the person Orginizm of the person Orginizm of the person the Main page

ru - de - ua - by fr - es - en

the Heredity

Вcе we know that children are often similar to the parents, grandfathers and grandmothers, brothers and sisters. But whether it is possible preduga to give their appearance till a birth? Thorough studying nasledstvennostimozhet to answer on this question.

When tell "ѕ it eyes ьр=хЁш" it is a question of a heredity, or, being expressed by a language of science, about genetics - a science studying genes.

Possibly, most exact definition of genes - biochemical codes. The sizes of genes are so small that they cannot be made out even by means of an electronic microscope. They are a part of chromosomes - visible in a microscope of the tiny threadlike structures which are in the center of a kernel of each cage of a human body. In common these structures make the full chemical scheme of the person.


Pair chromosomes

At each of us of 46 chromosomes making 23 steams which one element undertakes from spermatozoida the father, and the second - from jajtsekletki mothers.

Both elements of each pair though are very similar, but are not completely identical. At women 23 pair chromosomes, and at men one (the sexual chromosome) differs from others. If at women two big crosswise H-chromosomes, at men one of them - small krjuchkovidnaja a Y-chromosome. This insignificant difference in a cage structure defines a sex of a child. Such association of chromosomes in steams extremely important for the heredity mechanism as each pair contains similar genes, and the most simple form of a heredity mozhnoprosledit to separate pairs of genes.

There are two different kinds of genes: prepotent and retsessivnyj. Usually prepotent genes of the person even if they are present at the single copy. However that were showed identical retsessivnye genes, their pair - on one from each of parents is necessary already.


the One-factorial heredity

Genetics identified various prepotent and retsessivnye genes. For example, the gene responsible for a curly hair, is prepotent, therefore if the child inherits it, say, from the father, and a gene responsible for a straight hair (retsessivnyj), from mother it will have curly hair.

In practice not always it is possible to foresee, whether your child from you will inherit a curly hair. Actual transfer of genes by right of succession has casual character, and the prepotent gene of a curly hair has hardly more chances to be inherited. But this principle always works in the opposite direction: you cannot count that the child will have straight hair, if at one of parents they twisted, and at another straight lines.

This concerning a simple kind of a heredity is called as one-factorial. Thanks to it we receive the important and encouraging enough information on what will be the general state of health and shape of our children because, fortunately, the majority of characteristic features depends on prepotent genes. However, it not always so.


the H-factor

H - and Y-chromosomes define a sex of person, but in the H-chromosome other genes which do not have any relation to sexual signs contain also. Them name the genes linked to a floor as they are inherited with a sexual chromosome. One of such genes is responsible for ability of the person to distinguish colour. For example, red and green colours "Ёрчышёр¦=ё " a gene which is present only in the H-chromosome. The normal colour perception is prepotent line, and daltonism (inability to distinguish colour) - retsessivnoj. If the man at its unique H-chromosome has this abnormal gene, it will be the colour-blind person as for a corresponding normal prepotent gene there is no place. However if the woman inherits a daltonism gene, it chokes with a normal gene of its second H-chromosome unless to it very much will not carry, and she will inherit an abnormal gene from both parents.

As the man transfers the H-chromosome of the daughter, and a Y-chromosome to the son, daltonism is not transferred to the last. If the son is born the colour-blind person he has inherited this lack from mother - the carrier of an abnormal gene. If at mother the normal colour perception, this gene is present at one of its H-chromosomes whereas another contains a normal prepotent gene. However the daughter of the colour-blind person inheriting from it the H-chromosome, will be the carrier of an abnormal gene.

The Hemophilia (the rare disease caused nesvertyvaemostju of blood) - one more connected with a floor retsessivnaja the line defined by the H-chromosome. The woman can be the carrier of this gene, and illness is always transferred to the child of a male. Girls suffer this disease, only if they inherit this gene both from the father, and from mother. Retsessivnye genes (both normal, and abnormal) can be present at a human body but so never and not to have an effect for all his life. Besides, they pass from father to son and can be shown at any moment in a hereditary chain.


Mutirovannye genes

At once there is a question: whence undertake mutirovannye genes? Most likely, their occurrence has casual character. At early stages of development of sexual cages (man's spermatozoidov and female jajtsekletok) chromosomes are accurately copied during chemical process. Considering that this process repeats millions times and that millions chemical substances participate in it, errors are inevitable. Even simple change of a sequence of these substances leads to change of the information coded in genes. If then such change is transferred during fertilisation, and the offspring survives, it will be reproduced again and again at successors. This phenomenon is known as a gene mutation.

Mutations - the casual phenomena, and as all accidents, they can be good or bad. Unfortunately, so far as concerns such difficult and fragile creation as the person, changes as pra twisted, conduct to deterioration.

During evolution many negative changes are eradicated. Or the child dies to or at the time of delivery, or the sort gradually dies out. However some mutations, actually, are advantage: in this case "ьѕ=рэ=№" succeed at the expense of the "эюЁьрыіэ№§" fellow tribesmen, also there comes the following coil of evolution.


External threats

Natural rates of a gene mutation are very low, but some chemical substances or radiation can sharply accelerate them. The greatest danger is represented by X-rays and radioactive deposits, therefore it is not recommended to do rentgenografiju a fruit in a womb of mother, and also jaichnikov and jaichek. Austerity measures on protection of people from nuclear and other kinds of dangerous radiations Should be accepted. But the growing quantity of diseases by a leukaemia at children living near to atomic power stations, says that safety measures are insufficient. Besides, we are defenceless before space radiations, we are exposed to influence of other sources of natural radiation, including the radioactive elements containing in food and soil. All it promotes acceleration of natural rates of a mutation.


Krossingover

Though the mutation - a unique way of formation of new genes, is available for the nature a smart method of a reshuffle of genes in steams of homologous chromosomes (one from mother and one from the father). Such reshuffle thanks to which the number of gene combinations and, hence, a variety of individuals repeatedly increases, occurs during time mejoza (so scientists name process of division and reproduction of cages) and is called krossingoverom.

Krossingover often happens salutary, but can sometimes go an incorrect way and then some chromosomes receive superfluous elements, as in case of illness of Down, when in an oosperm of 47 chromosomes, instead of 46, as usually. Illness of Down is found out in one of 700 newborns, especially at late sorts. At sick children flat features, they mentally retarded or experience difficulties at training.


Penetrantnost

The Problem of hereditary defects is aggravated with that force of genes is shown not only in domination over other genes, but also in the degree of their penetration named genetikami penetrantnostju.

Penetrantnost happens weak and strong. For example, the reason of such defect of fingers as kamptodaktilija, the prepotent gene transferred at an one-factorial heredity is. However degree of display of this defect can be different - from small mobility of all fingers (full penetrantnost) to inflexibility only one finger (partial penetrantnost).

Whether the child Will inherit a hemophilia, depends only on one pair genes, but pe redacha ponasledstvu such qualities as, for example, growth or intelligence, is so difficult that cannot be supervised by single genes. These changeable qualities are actually supervised by a number of simultaneously operating genes named polygenes. Each gene brings the contribution to the general result.


Polygenes

Many lines supervised by polygenes (for example, growth, weight, colour of a skin), can strongly change depending on an inhabitancy of the person. The quantity and a kind of absorbed food influence our growth and weight, and the skin darkens under vozdejst viem solar beams. Clearly that genes and environment operate in common at formation of the human race, capable to adapt for the most different living conditions: from a cold of polar areas and a permafrost to scorching heat of desert Sahara.

Environment plays the role and in acquisition by the person of talent, for example, musical, and in its further display in a sort. It is not known that is thus inherited, and that grows out of education. There is opened a question: what part of ours " " it is put in genes and what is generated by external conditions?

Оргинизм человека Оргинизм человека Оргинизм человека Оргинизм человека Главная страница



ru - de - ua - by fr - es - en

Наследственность

Вcе мы знаем, что дети часто похожи на своих родителей, дедушек и бабушек, братьев и сестер. Но можно ли предуга дать их внешность до рождения? Доскональное изучение наследственностиможет дать ответ на этот вопрос.

Когда говорят "у нее глаза матери", речь идет о наследственности, или, выражаясь научным языком, о генетике - науке, изучающей гены.

Вероятно, наиболее точное определение генов - биохимические коды. Размеры генов настолько малы, что их нельзя разглядеть даже с помощью электронного микроскопа. Они входят в состав хромосом - видимых в микроскоп крошечных нитевидных структур, находящихся в центре ядра каждой клетки человеческого организма. Совместно эти структуры составляют полную химическую схему человека.


Парные хромосомы

У каждого из нас 46 хромосом, составляющих 23 пары, один элемент которых берется из сперматозоида отца, а второй - из яйцеклетки матери.

Оба элемента каждой пары хотя и очень похожи, но не полностью идентичны. У женщин 23 парные хромосомы, а у мужчин одна (половая хромосома) отличается от других. Если у женщин две большие крестообразные Х-хромосомы, то у мужчин одна из них - маленькая крючковидная Y-хромосома. Эта незначительная разница в строении клетки определяет пол ребенка. Такое объединение хромосом в пары крайне важно для механизма наследственности, так как каждая пара содержит аналогичные гены, и самую простую форму наследственности можнопроследить до отдельных пар генов.

Существуют два разных вида генов: доминантный и рецессивный. Обычно доминантные гены человека, даже если они присутствуют в единственном экземпляре. Однако чтобы проявились одинаковые рецессивные гены, нужна уже их пара - по одному от каждого из родителей.


Однофакторная наследственность

Генетики идентифицировали различные доминантные и рецессивные гены. Например, ген, ответственный за вьющиеся волосы, является доминантным, поэтому если ребенок наследует его, скажем, от отца, а ген, ответственный за прямые волосы (рецессивный), от матери, то у него будут вьющиеся волосы.

На практике не всегда можно предугадать, унаследует ли ваш ребенок от вас вьющиеся волосы. Фактическая передача генов по наследству носит случайный характер, и доминантный ген вьющихся волос имеет чуть больше шансов быть унаследованным. Но этот принцип всегда срабатывает в обратную сторону: вы не можете рассчитывать, что у ребенка будут прямые волосы, если у одного из родителей они вьющиеся, а у другого прямые.

Этот относительно простой вид наследственности называется однофакторным. Благодаря ему мы получаем важную и достаточно обнадеживающую информацию о том, каким будет общее состояние здоровья и облик наших детей, потому что, к счастью, большинство характерных черт зависит от доминантных генов. Однако, это не всегда так.


Х-фактор

Х- и Y-хромосомы определяют пол человека, но в Х-хромосоме содержатся и другие гены, не имеющие никакого отношения к половым признакам. Их называют сцепленными с полом генами, так как они наследуются с половой хромосомой. Один из таких генов отвечает за способность человека различать цвета. Например, красный и зеленый цвета "различаются" геном, присутствующим только в Х-хромосоме. Нормальное цветовое восприятие является доминантной чертой, а дальтонизм (неспособность различать цвета) - рецессивной. Если у мужчины в его единственной Х-хромосоме присутствует этот аномальный ген, он будет дальтоником, так как для соответствующего нормального доминантного гена нет места. Однако если женщина наследует ген дальтонизма, он подавляется нормальным геном ее второй Х-хромосомы, разве что ей очень не повезет, и она унаследует аномальный ген от обоих родителей.

Так как мужчина передает Х-хромосому дочери, а Y-хромосому сыну, последнему дальтонизм не передается. Если же сын рождается дальтоником, то он унаследовал этот недостаток от матери - носителя аномального гена. Если у матери нормальное цветовое восприятие, этот ген присутствует в одной из ее Х-хромосом, тогда как другая содержит нормальный доминантный ген. Однако дочь дальтоника, наследующая от него Х-хромосому, будет носителем аномального гена.

Гемофилия (редкое заболевание, вызываемое несвертываемостью крови) - еще одна связанная с полом рецессивная черта, определяемая Х-хромосомой. Женщина может быть носителем этого гена, и болезнь всегда передается ребенку мужского пола. Девочки же страдают этим заболеванием, только если они наследуют этот ген и от отца, и от матери. Рецессивные гены (как нормальные, так и аномальные) могут присутствовать в организме человека, но так никогда и не дать о себе знать за всю его жизнь. К тому же, они передаются из поколения в поколение и могут проявиться в любой момент в наследственной цепочке.


Мутированные гены

Сразу возникает вопрос: откуда берутся мутированные гены? Скорее всего, их появление носит случайный характер. На ранних этапах развития половых клеток (мужских сперматозоидов и женских яйцеклеток) хромосомы аккуратно копируются в ходе химического процесса. Учитывая, что этот процесс повторяется миллионы раз и что в нем участвуют миллионы химических веществ, ошибки неизбежны. Даже простое изменение порядка следования этих веществ приводит к изменению информации, закодированной в генах. Если затем такое изменение передается во время оплодотворения, и отпрыск выживает, оно будет воспроизводиться вновь и вновь у наследников. Это явление известно как генная мутация.

Мутации - случайные явления, и, как все случайности, они могут быть хорошими или плохими. К сожалению, когда речь идет о таком сложном и хрупком создании, как человек, изменения, как пра вило, ведут к ухудшению.

В ходе эволюции многие отрицательные изменения искореняются. Либо ребенок умирает до или во время родов, либо род постепенно вымирает. Однако некоторые мутации, фактически, являются преимуществом: в этом случае "мутанты" преуспевают за счет своих "нормальных" соплеменников, и наступает следующий виток эволюции.


Внешние угрозы

Естественные темпы генной мутации очень невысоки, но их могут резко ускорить некоторые химические вещества или радиация. Наибольшую опасность представляют рентгеновские лучи и радиоактивные осадки, поэтому не рекомендуется делать рентгенографию плода в утробе матери, а также яичников и яичек. Должны приниматься строгие меры по защите людей от ядерного и других видов опасных излучений. Но растущее количество заболеваний лейкемией у детей, живущих вблизи атомных электростанций, говорит о том, что меры предосторожности недостаточны. Кроме того, мы беззащитны перед космическими излучениями, подвергаемся воздействию других источников естественной радиации, включая радиоактивные элементы, содержащиеся в пище и почве. Все это способствует ускорению естественных темпов мутации.


Кроссинговер

Хотя мутация - единственный способ образования новых генов, у природы имеется хитроумный метод перетасовки генов в парах гомологичных хромосом (один от матери и один от отца). Такая перетасовка, благодаря которой многократно увеличивается число генных комбинаций и, следовательно, разнообразие особей, происходит во время мейоза (так ученые называют процесс деления и размножения клеток) и именуется кроссинговером.

Кроссинговер часто бывает благотворным, но иногда может пойти неверным путем, и тогда некоторые хромосомы получают лишние элементы, как в случае болезни Дауна, когда в оплодотворенном яйце 47 хромосом, а не 46, как обычно. Болезнь Дауна обнаруживается у одного из 700 новорожденных, особенно при поздних родах. У больных детей приплюснутые черты лица, они умственно отсталы или испытывают трудности при обучении.


Пенетрантность

Проблема наследственных дефектов усугубляется тем, что сила генов проявляется не только в доминировании над другими генами, но и в степени их проникновения, называемой генетиками пенетрантностью.

Пенетрантность бывает слабой и сильной. Например, причиной такого дефекта пальцев, как камптодактилия, является доминантный ген, передающийся при однофакторной наследственности. Однако степень проявления этого дефекта может быть разной - от малой подвижности всех пальцев (полная пенетрантность) до несгибаемости лишь одного пальца (частичная пенетрантность).

Унаследует ли ребенок гемофилию, зависит лишь от одной пары генов, но пе редача понаследству таких качеств как, например, рост или интеллект, настолько сложна, что не может контролироваться одиночными генами. Эти изменчивые качества фактически контролируются рядом одновременно действующих генов, называемых полигенами. Каждый ген вносит свой вклад в общий результат.


Полигены

Многие черты, контролируемые полигенами (например, рост, вес, цвет кожи), могут сильно изменяться в зависимости от среды обитания человека. Количество и вид поглощаемой пищи влияют на наш рост и вес, а кожа темнеет под воздейст вием солнечных лучей. Ясно, что гены и окружающая среда действуют совместно при формировании человеческой расы, способной адаптироваться к самым разным условиям жизни: от холода заполярных районов и вечной мерзлоты до палящего зноя пустыни Сахара.

Среда играет свою роль и в приобретении человеком таланта, например, музыкального, и в дальнейшем его проявлении в роду. Неизвестно, что при этом наследуется, а что является результатом воспитания. Остается открытым вопрос: какая часть нашего "я" заложена в генах, а какая сформирована внешними условиями?

 
     
 
Rambler's Top100