Orginizm of the person Orginizm of the person Orginizm of the person Orginizm of the person the Main page

ru - de - ua - by fr - es - en

the Cage

All live matter consists of cages. These elementary live systems, the smallest structurally functional units of a body, carry out all basic processes of its life-support.

Imagine that you have a rest at sea coast. Take in a hand a sand handful. How many there grains of sand? Hundreds, thousand? Perhaps, them not to count. And how many grains of sand would be in the figure of the person made of sand? It is difficult even to present.

As well as the sand figure, a body of the person consists of tiny bricks - cages. They much less grains of sand: to see them it is possible only under a microscope. Cages of our body are not similar against each other in size, colour and the form. At the majority of them under a thin cover the transparent substance similar to jelly, and in it - still smaller internal structures, so-called contains. organoidy. The size, the cage form, and also types available in it organoidov depend on the functions which are carried out by it in an organism for its maintenance accurate and trouble-free work.

Of cages consist not only people, but also all animals, plants and other live organisms. Actually, the cage is the least structurally functional unit of a live matter. Some elementary animals consist all of one cage, for example, an amoeba. In a small larva - some thousand cages, in the insect who has grown from it - some millions, and in the person - are terrible to think! - more than 50 000 000 000 000 (i.e. Millions millions) cages.

That it for bricks?

The Usual animal cage (plants of a cage have some others) is surrounded by a thin membrane from plasma and contains zheleobraznuju cytoplasm with ten various organoidov. The cage of the person is better for considering on an example of a cage of a liver.

Each cage of a liver (so-called. gepatotsit) has width from 10 to 20 microns (1 micron - the one 100-th millimetre) and contains all cores organoidy. Gepatotsit is responsible for the difficult chemical reactions connected with digestion of food and mastering of nutrients.

The Red blood cell has other structure and in general is deprived organoidov. Its name - eritrotsit (names of many cages come to an end on "-чш=" and the science about cages is called as cytology), the form it reminds a doughnut, the size - only 2 microns, and a problem - to transfer oxygen from lungs to fabrics.

Updating of cages

In our body there are tens various kinds of cages. Similar to spiders osteotsity form our bones, cartilages in joints consist from hondrotsitov, and muscular cages incorporate in huge chains to 30 sm at length at a thickness in hair. Lungs, a cardiac muscle, a brain and nerves also are made of different types of cages.

During all life at the person the identical set of types of cages, but not cages remains. Cages of the majority of types have the limited term of a life. A white blood cell (leukocyte), struggling with an infection, some hours, and an integument cage - will live month all.

Eritrotsit on the average lives till 4 months, then grows old, changes the form and perishes, and its remains are processed by a liver and a spleen. On change to it comes new eritrotsit, and every second them in an organism it is developed to 2 million! And here the age of nervous cages corresponds to age of the person - they, as it is known, are not restored.

a cage Cover

The Thin cover of a cage is called as a cellular or plasmatic membrane. Its width - 0,1 microns (i.e. One ten-thousand millimetre). Elasticity of a membrane allows a cage to change the form.

The Membrane passes in a cage only the substances necessary to it: oxygen for breath, nutrients for internal processes of processing and energy sources - usually in the form of glucose, i.e. Sugar. At the same time, through a membrane harmful chemical substances are deduced from a cage (for example, carbonic gas) and an other waste of ability to live.

Molecules of one substances in itself move from places where it is too much them, there, where they do not suffice. For other molecules in a membrane there are "pumps" and "doors". Process vsasyvanija and pushing out of molecules through a membrane is called as active transport.

In a usual light microscope the membrane is visible only as a thin dark line round a cage, but under the electronic microscope, allowing to observe objects, in thousand times smaller on the size, it is possible to consider the mosaic structure of a membrane consisting of a double number fosfolipidnyh of molecules (zhiropodobnoe substance), stuck round by fiber islets. In these islets there is a majority of "pumps" and "doors". At some cages the plasmatic membrane not tense and smooth, and forms folds or is supplied by hairs similar to fingers - microfibers. Folds and hairs increase the area of a surface of a cage and help it to absorb better nutrients and to get rid of unnecessary products. For example, the intestinal path of the person vystlan cages with very long fibers that in the course of digestion to soak up is as much as possible nutrients. On separate sites of a surface of a cage the membrane forms the folds wrapped in depth of a cage - so-called. endoplazmaticheskuju a network.

the Most complicated structure

In a cellular membrane the transparent cytoplasm filling space between organoidami is concluded. Through a weak microscope it looks as shapeless jelly, and in a modern microscope it is well visible that cytoplasm in all directions is crossed by the smallest constantly changing a configuration palochkovidnye and threadlike structures. They serve a cage as a skeleton, forming it, keeping organoidy in a certain place and forming channels on which cage contents


Microscopic tubular and nitevye formations also are important for cage movement: they accumulate, are sharply reduced, quickly reconstructed, and thus some cages (in particular, white blood) move, like amoebas.

One of the major organoidov cages is called mitohondriej. Outwardly mitohondrija reminds sausage, and inside forms folds. For the majority of cages is available at least on neskolku mitohondry. They - its power units.

the Transmission of energy

In any power unit one form of energy will be transformed to another; we will tell, on power station burnt coal, gas or energy of the sun turn to electricity so useful to us. Almost as operates mitohondrija. It incorporates different quantities of glucose and other Sugars, separate fats and the other substances rich with energy getting to a cage in the course of digestion of food eaten by the person, and then on a surface of internal folds acid (ATF), serving in a cage a universal carrier of energy transforms them into connection molecules under the name adenozintrifosfornaja. The cage accumulates these molecules and constantly uses them in the course of ability to live.

Any cage consumes quantity ATF for maintenance of a life and normal, healthy functioning. If the cage makes any substances "for export", splits a harmful waste or changes the form, additional energy is necessary for it. The more energy the cage consumes, the it is more mitohondry contains. For example, in a muscular cage which often changes the form during muscle reduction, there can be some honeycombs mitohondry, every second power molecules processing millions.

fiber Manufacture

One of the major groups of molecules of live organisms is made by fibers (protejpy). Some fibers form structural making cages - for example, islets mentioned above on its membrane. Other fibers form rather important cellular substances named enzymes or enzimami. Enzymes appear in hundreds various kinds, have the special form and operate speed of course of the chemical reactions occurring in a cage. The cage in necessary quantity develops the necessary enzymes, and those operate its internal processes. Thus, fibers form a cage and at the same time are its instruments of labour.


Fibers are developed in the round ribosomes which are in cytoplasm. Sometimes they are grouped in the polyribosomes randomly scattered in cytoplasm, but is more often one by one settle down on folds endoplazmaticheskoj grids.

Fibers consist of nearby 20 kinds of more simple molecules of amino acids. Ribosomes, burning ATF, choose amino acids from cytoplasm, connect them in the necessary sequence and in the necessary proportions, forming various fibers.

The Endoplazmatichesky network happens two kinds: rough granuljarnaja to which membranes the set of ribosomes, and smooth agranuljarnaja is attached. On agranuljarnoj networks of ribosomes are not present and as believe, it is involved in development of other important molecules - lipidov (similar themes that together with fibers form mosaic structure of a cellular membrane).

Some fibers and lipidy are used by a cage for internal processes, and others go "for export". For example, separate cages of a stomach, an intestines and a pancreas develop digestive albuminous enzymes which enter reaction with the eaten food and split it on suitable particles for mastering.

As a matter of fact, each cage developing fiber for other parts of an organism, includes set granuljarnyh endoplazmaticheskih networks, and the cage developing great volumes lipidov or their derivatives (for example, natural hormones of steroids), has more than smooth networks.

Some fibers as in convolutions, are wrapped in covers and are called vakuoljami. These vials can collect and remain near to the cage center in organoide, Goldzhi called as a complex by name opened it in 1898 of the Italian scientist.

If fiber is necessary to a cage for internal processes, the vial moves on cytoplasm to destination and there opens, or merges with other cover, and lets out the contents. If it is necessary for fiber to leave a cage, the vial approaches to an external membrane of a cage and merges with it. Fibers arrive in blood or other environments of an organism and dvizhutsja further to the terminal point.

Importance of a membrane for a cage life is proved by work of two more organoidov - lizosom and peroksisom.

Some enzymes split fibers in the course of digestion or at replacement of the collapsed cages. These moshch nye enzymes soon after formation keep within in lipidno-membrannye "packages" - lizosomy, interfering their contact with cellular fibers in surrounding cytoplasm that they did not undertake to digest contents of the cage.

On the one hand, lizosoma helps to regulate consumption of substances: at rupture of its membrane enzymes are liberated and split the particles which have got to a cage of food or microorganisms. With another, lizosomy constrain receipt of digestive enzymes in a stomach and an intestines: they reserve enzymes and if necessary let out them from cages.

Peroksisomy are responsible detoksikatsiju for cages: they neutralise poisons and other dangerous substances, pronikshie in a cage. Accumulation of alcohol and other toxins would have a pernicious effect on an organism, and peroksisomy care of cleanliness and "sobriety" of cages.

Resnichki and zhgutiki

One more cellular organoid is called tsentriolju. Usually two adjacent to each other tsentrioli are in the center of a cage and at its division disperse to poles, defining so-called. An axis of a spindle of division. TSentriol looks as the hollow cylinder of the small height which wall consists of 9 groups of longitudinal tubules, on three tubules in each group.

Tsentrioli are capable to self-reproduction; their exact copies rise to a surface of a cage and there form a basis for cellular ledges - resnichek and zhgutikov.

On the guard of lungs

The Cages covering internal walls of lungs, are supplied by tens resnichek which continually "blink", releasing lungs from harmful particles and preserving their gentle fabric against pollution.

Zhgutiki is much longer resnichek. ZHgutikami, for example, are supplied spermatozoidy which are outwardly similar to tadpoles with long tails. Thanking zhgutiku spermatozoid it is capable to move in the liquid environment.

Control center

In the majority of cages the basic and the most important organoidom is the kernel. It is surrounded by a double cover, is supplied ache roundish and slot-hole apertures.

The kernel Cover is connected with a membrane mi endoplazmaticheskoj networks and to an external membrane of a cage. In a kernel is one or several dark kernels where parts of ribosomes are formed.

It is possible to name the Kernel control center of a cage safely. The kernel "prompts" organoidam and another I make shchim cages that they should do and during what moment. The kernel also dispatches "the instructions", what fibers, lipidy and other vital molecules should be developed. It defines the form, size, activity and term of existence of a cage. The kernel possesses such large powers (and such big possibilities) because contains chromosomes, and in them genes - "a life code", instructions for the major process on the Earth - a continuation of the family.

Оргинизм человека Оргинизм человека Оргинизм человека Оргинизм человека Главная страница



ru - de - ua - by fr - es - en

Клетка

Вся живая материя состоит из клеток. Эти элементарные живые системы, мельчайшие структурно-функциональные единицы тела, выполняют все основные процессы его жизнеобеспечения.

Представьте себе, что вы отдыхаете на морском побережье. Возьмите в руку горсть песка. Сколько там песчинок? Сотни, тысячи? Пожалуй, их не сосчитать. А сколько песчинок было бы в сделанной из песка фигуре человека? Трудно даже представить.

Как и песочная фигура, тело человека состоит из крошечных кирпичиков -клеток. Они куда меньше песчинок: увидеть их можно только под микроскопом. Клетки нашего тела не похожи друг на друга величиной, цветом и формой. У большинства из них под тонкой оболочкой содержится прозрачное вещество, похожее на желе, а в нем - еще меньшие внутренние структуры, т. н. органоиды. Величина, форма клетки, а также типы имеющихся в ней органоидов зависят от функций, выполняемых ею в организме для поддержания его четкой и бесперебойной работы.

Из клеток состоят не только люди, но и все животные, растения и другие живые организмы. Собственно, клетка есть наименьшая структурно-функциональная единица живой материи. Некоторые простейшие животные состоят всего из одной клетки, например, амеба. В маленькой личинке - несколько тысяч клеток, в выросшем из нее насекомом - несколько миллионов, а в человеке - страшно подумать! - более 50 000 000 000 000 (т. е. миллионов миллионов) клеток.


Что же это за кирпичики?

Обычная животная клетка (у растений клетки немного другие) окружена тонкой мембраной из плазмы и содержит желеобразную цитоплазму с десятком различных органоидов. Клетку человека лучше рассмотреть на примере клетки печени.

Каждая клетка печени (т. н. гепатоцит) имеет ширину от 10 до 20 микронов (1 микрон - одна сотая миллиметра) и содержит все основные органоиды. Гепатоцит отвечает за сложные химические реакции, связанные с перевариванием пищи и усвоением питательных веществ.

Красная клетка крови имеет другую структуру и вообще лишена органоидов. Ее название - эритроцит (названия многих клеток заканчиваются на "-цит", а наука о клетках именуется цитологией), формой она напоминает пончик, размер - всего 2 микрона, а задача - переносить кислород от легких к тканям.


Обновление клеток

В нашем теле находятся десятки различных видов клеток. Похожие на пауков остеоциты формируют наши кости, хрящи в суставах состоят из хондроцитов, а мышечные клетки соединяются в гигантские цепочки до 30 см в длину при толщине в волос. Легкие, сердечная мышца, мозг и нервы также сделаны из разных типов клеток.

В течение всей жизни у человека сохраняется одинаковый набор типов клеток, но не самих клеток. Клетки большинства типов имеют ограниченный срок жизни. Белая клетка крови (лейкоцит), борясь с инфекцией, проживет всего несколько часов, а клетка кожного покрова - месяц.

Эритроцит в среднем живет до 4 месяцев, затем стареет, меняет форму и погибает, а его останки перерабатываются печенью и селезенкой. На смену ему приходит новый эритроцит, причем каждую секунду их в организме вырабатывается до 2 миллионов! А вот возраст нервных клеток соответствует возрасту человека - они, как известно, не восстанавливаются.


Оболочка клетки

Тонкая оболочка клетки называется клеточной или плазматической мембраной. Ее ширина - 0,1 микрона (т. е. одна десятитысячная миллиметра). Эластичность мембраны позволяет клетке менять форму.

Мембрана пропускает в клетку только нужные ей вещества: кислород для дыхания, питательные вещества для внутренних процессов переработки и источники энергии - обычно в виде глюкозы, т. е. сахара. В то же время, через мембрану из клетки выводятся вредные химические вещества (например, углекислый газ) и прочие отходы жизнедеятельности.

Молекулы одних веществ сами по себе перемещаются из мест, где их слишком много, туда, где их не хватает. Для других молекул в мембране имеются "насосы" и "двери". Процесс всасывания и выталкивания молекул через мембрану называется активным транспортом.

В обычный световой микроскоп мембрана видна лишь как тонкая темная линия вокруг клетки, но под электронным микроскопом, позволяющим наблюдать объекты, в тысячи раз меньшие по размеру, можно рассмотреть мозаичную структуру мембраны, состоящую из двойного ряда фосфолипидных молекул (жироподобное вещество), облепленных островками белка. Именно в этих островках находятся большинство "насосов" и "дверей". У некоторых клеток плазматическая мембрана не натянутая и гладкая, а образует складки или снабжена похожими на пальцы волосками - микроворсинками. Складки и волоски увеличивают площадь поверхности клетки и помогают ей лучше поглощать питательные вещества и избавляться от ненужных продуктов. К примеру, кишечный тракт человека выстлан клетками с очень длинными ворсинками, чтобы в процессе пищеварения всосать как можно больше питательных веществ. На отдельных участках поверхности клетки мембрана образует складки, заворачивающиеся в глубь клетки - т. н. эндоплазматическую сеть.


Сложнейшая структура

Внутри клеточной мембраны заключена прозрачная цитоплазма, заполняющая пространство между органоидами. Через слабый микроскоп она выглядит как бесформенное желе, а в современный микроскоп хорошо видно, что цитоплазму во всех направлениях пересекают постоянно меняющие конфигурацию мельчайшие палочковидные и нитевидные структуры. Они служат клетке каркасом, придавая ей форму, удерживая органоиды в определенном месте и образуя каналы, по которым движется содержимое клетки

Микроскопические трубчатые и нитевые образования также важны для движения клетки: они скапливаются, резко сокращаются, быстро перестраиваются, и таким образом некоторые клетки (в частности, белые кровяные) перемещаются, подобно амебам.

Один из важнейших органоидов клетки называется митохондрией. Внешне митохондрия напоминает сосиску, а внутри образует складки. У большинства клеток имеется как минимум по нескольку митохондрий. Они - ее энергоблоки.


Передача энергии

В любом энергоблоке одна форма энергии преобразуется в другую; скажем, на электростанции сжигаемый уголь, газ или энергия солнца превращаются в столь полезное нам электричество. Почти так же действует митохондрия. Она вбирает в себя разные количества глюкозы и других Сахаров, отдельные жиры и прочие богатые энергией вещества, попадающие в клетку в процессе переваривания съеденной человеком пищи, а затем на поверхности внутренних складок превращает их в молекулы соединения под названием аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), служащего в клетке универсальным переносчиком энергии. Клетка накапливает эти молекулы и постоянно использует их в процессе жизнедеятельности.

Любая клетка потребляет некоторое количество АТФ для поддержания жизни и нормального, здорового функционирования. Если же клетка производит какие-нибудь вещества "на экспорт", расщепляет вредные отходы или меняет свою форму, ей необходима дополнительная энергия. Чем больше энергии потребляет клетка, тем больше митохондрий она содержит. К примеру, в мышечной клетке, которая часто меняет свою форму во время сокращения мышцы, может быть несколько сот митохондрий, каждую секунду перерабатывающих миллионы энергетических молекул.


Производство белка

Одну из важнейших групп молекул живых организмов составляют белки (протейпы). Некоторые белки образуют структурные составляющие клетки - например, упоминавшиеся выше островки на ее мембране. Другие белки образуют весьма важные клеточные вещества, называемые ферментами или энзимами. Ферменты предстают в сотнях различных видов, имеют особую форму и управляют скоростью протекания химических реакций, происходящих в клетке. Клетка в необходимом количестве вырабатывает нужные ферменты, а те управляют ее внутренними процессами. Таким образом, белки образуют клетку и в то же время являются ее орудиями труда.


Белковые вещества

Белки вырабатываются в круглых рибосомах, находящихся в цитоплазме. Иногда они группируются в полирибосомы, беспорядочно разбросанные в цитоплазме, но чаще поодиночке располагаются на складках эндоплазматической сетки.

Белки состоят из около 20 видов более простых молекул аминокислот. Рибосомы, сжигая АТФ, выбирают аминокислоты из цитоплазмы, соединяют их в нужной последовательности и в нужных пропорциях, образуя различные белки.

Эндоплазматическая сеть бывает двух видов: шероховатая гранулярная, к мембранам которой прикреплено множество рибосом, и гладкая агранулярная. На агранулярной сети рибосом нет и, как полагают, она причастна к выработке иных важных молекул - липидов (подобных тем, что вместе с белками образуют мозаичную структуру клеточной мембраны).

Некоторые белки и липиды используются клеткой для внутренних процессов, а другие идут "на экспорт". К примеру, отдельные клетки желудка, кишечника и поджелудочной железы вырабатывают пищеварительные белковые ферменты, которые вступают в реакцию со съеденной пищей и расщепляют ее на пригодные для усвоения частицы.

По сути, каждая клетка, вырабатывающая белок для других частей организма, включает в себя множество гранулярных эндоплазматических сетей, а клетка, вырабатывающая большие объемы липидов или их производных (например, естественных гормонов стероидов), имеет больше гладких сетей.

Некоторые белки, как в свертки, завернуты в оболочки и называются вакуолями. Эти пузырьки могут накапливаться и сохраняться недалеко от центра клетки в органоиде, называющемся комплексом Гольджи по имени открывшего его в 1898 г. итальянского ученого.

Если белок нужен клетке для внутренних процессов, пузырек движется по цитоплазме до места назначения и там открывается, или сливается с другой оболочкой, и выпускает свое содержимое. Если же белку необходимо покинуть клетку, пузырек подходит к внешней мембране клетки и сливается с ней. Белки поступают в кровь или другие среды организма и движутся далее до своего конечного пункта.

Важность мембраны для жизни клетки доказывается работой еще двух органоидов - лизосом и пероксисом.

Некоторые ферменты расщепляют белки в процессе пищеварения или при замене разрушившихся клеток. Эти мощ ные ферменты вскоре после формирования укладываются в липидно-мембранные "пакеты" - лизосомы, препятствующие их соприкосновению с клеточными белками в окружающей цитоплазме, чтобы они не взялись переваривать содержимое самой клетки.

С одной стороны, лизосома помогает регулировать потребление веществ: при разрыве ее мембраны ферменты высвобождаются и расщепляют попавшие в клетку частицы пищи или микроорганизмы. С другой, лизосомы сдерживают поступление пищеварительных ферментов в желудок и кишечник: они запасают ферменты и при необходимости выпускают их из клеток.

Пероксисомы отвечают за детоксикацию клетки: они обезвреживают яды и другие опасные вещества, проникшие в клетку. Накопление алкоголя и других токсинов пагубно отразилось бы на организме, а пероксисомы заботятся о чистоте и "трезвости" клеток.


Реснички и жгутики

Еще один клеточный органоид называется центриолью. Обычно две прилежащие друг к другу центриоли находятся в центре клетки и при ее делении расходятся к полюсам, определяя т. н. ось веретена деления. Центриоль выглядит как полый цилиндр малой высоты, стенка которого состоит из 9 групп продольных трубочек, по три трубочки в каждой группе.

Центриоли способны к самовоспроизведению; их точные копии поднимаются к поверхности клетки и там служат основой для клеточных выступов - ресничек и жгутиков.


На страже легких

Клетки, выстилающие внутренние стенки легких, снабжены десятками ресничек, которые то и дело "моргают", освобождая легкие от вредных частиц и оберегая их нежную ткань от загрязнения.

Жгутики намного длиннее ресничек. Жгутиками, к примеру, снабжены сперматозоиды, которые внешне похожи на головастиков с длинными хвостами. Благодаря жгутику сперматозоид способен передвигаться в жидкой среде.


Центр управления

В большинстве клеток основным и самым важным органоидом является ядро. Оно окружено двойной оболочкой, снабжен ной округлыми и щелевыми отверстиями.

Оболочка ядра соединена с мембрана ми эндоплазматической сети и с внешней мембраной клетки. Внутри ядра находится одно или несколько темных ядрышек, где формируются части рибосом.

Ядро можно смело назвать центром управления клеткой. Именно ядро "подсказывает" органоидам и другим составляю щим клетки, что им следует делать и в какой момент. Ядро также рассылает "указания", какие белки, липиды и прочие жизненно важные молекулы должны быть выработаны. Оно же определяет форму, величину, деятельность и срок существования клетки. Ядро обладает такими широкими полномочиями (и такими большими возможностями) потому, что содержит хромосомы, а в них гены - "код жизни", инструкции для важнейшего процесса на Земле - продолжения рода.

 
 
 
 
Rambler's Top100